Дополнительное образование детей в нашей стране начинает свою
историю с внеурочной и внешкольной работы. Впервые в конце XIX в.
возникли кружки, в которых представители интеллигенции сначала
занимались просвещением только взрослого населения, а в дальнейшем
воспитывали и обучали «уличных детей». Эти кружки были прообразом
будущих внешкольных учреждений. В начале ХХ в. стали открываться первые
клубы и внешкольные учреждения, где дети учились пению и рисованию,
участвовали в совместных загородных прогулках и обсуждении прочитанных
книг.
Первые годы после Октябрьской революции стали временем расцвета
внешкольного образования. Наряду с дошкольным воспитанием оно было
включено в общую систему народного просвещения. В Народном Комиссариате
просвещения в ноябре 1917 года был создан отдел внешкольного
образования. Внешкольная деятельность развернулась на станциях юных
натуралистов и опытников сельского хозяйства, станциях юных техников,
детских спортивных школах, детских парках, домах культуры. Она была
направлена на удовлетворение интереса детей к одной из отраслей знаний,
организацию досуга школьников, оказание помощи в выборе занятий,
обучение навыкам участия в общественной работе, развитие творческих и
познавательных интересов. Именно, тогда стали входить в жизнь интересные
педагогические начинания, появляться оригинальные формы организации
детской жизни, шло интенсивное становление научно-методической базы
внешкольного движения и внешкольной работы, велись серьезные научные
исследования и наблюдения за развитием самодеятельности, творческих
способностей личности, ее интересов и потребностей, изучались
коллективные и групповые формы работы.
В июне 1918 года в Москве, в Сокольниках открылась биологическая
станция юных любителей природы. Организатором и бессменным руководителем
станции на протяжении многих лет был Борис Васильевич Всесвятский,
впоследствии основоположник школьного курса биологии и методов ее
преподавания. С первых же дней своего существования биостанция стала
инициатором юннатского движения, она вела большую опытническую работу.
На станции были организованы курсы для учителей, издавался «листок юных
натуралистов». В основе образовательной деятельности были экскурсионный и
исследовательский методы. Станция стала организационным и
инструктивно-методическим центром юннатской работы в стране.
Непосредственная работа с детьми, выполнение функций собственная
внешкольного учреждения имели уже второстепенное значение.
Текущий 2013 год отмечен в Зауралье 70-летним юбилеем областной станции
юных натуралистов - первого внешкольного учреждения областного уровня.
По решению исполкома Курганского областного совета депутатов трудящихся
она была открыта 15 апреля 1943 года и расположилась в комнате
Мало-Чаусовского сельского совета в городе Кургане. Директором станции
была утверждена Нина Ивановна Шаблова. Для исполнения Закона о школьном
всеобуче было необходимо обеспечить нуждающихся детей, особенно из семей
фронтовиков, одеждой и обувью, питанием. Чтобы улучшить питание, все
школы получили земельные участки, начали садить картофель и другие
овощи. Поэтому главными задачами областной станции юных натуралистов
стали опытническая работа по выявлению наиболее урожайных сортов овощных
культур, развитие юннатского движения, оказание методической помощи
школам в вопросах трудового воспитания и политехнического образования. В
первый же год станция провела опыты по ускоренному размножению
картофеля с поразительным результатом: от клубня весом 200 г юннаты
получили урожай 18 кг 750 г, что было особенно важным в то время, когда
семенного картофеля не хватало. Были осуществлены также опыты по влиянию
окучивания, яровизации посадочного материала.
Сегодня у некоторых людей и чиновников словосочетание «дополнительное
образование» вызывает ассоциацию как что-то «необязательное, неважное».
Для 12,6 миллионов российских детей и молодежи «дополнительное
образование» - это «интересное, увлекательное, любимое», это возможность
найти свою дорогу в жизни, разобраться в себе, в своих способностях и
предпочтениях, понять к чему же хочется стремиться.
Уважаемые коллеги!
Желаем вам добра, крепкого здоровья, больших профессиональных успехов,
уверенности в завтрашнем дне. Пусть этот юбилейный год откроет новые
безграничные возможности для дополнительного образования в постоянном
развитии и продвижении вперед во благо подрастающего поколения нашей
страны и нашего зауральского края!
Для справки:
По состоянию на 01.01.2013 года система дополнительного
образования детей Курганской области представлена 116 учреждениями
различного вида и ведомственной подчинённости. Доля детей, охваченных
программами дополнительного образования детей, не зависимо от
ведомственной принадлежности учреждений, в которых они реализуются, в
общей численности детей и молодежи 5-18 лет, составила 62,5%. К 2018
году этот показатель должен составить 75%.
В системе образования Курганской области функционировало 59
учреждений дополнительного образования детей (далее – УДОД) с охватом
56130 обучающихся, что составило 49,4% от общего количества детей
школьного возраста. По сравнению с 2011 годом контингент обучающихся
увеличился незначительно – на 0,1%. Образовательный процесс в УДОДиМ
обеспечивали 1805 руководящих и педагогических работников. По сравнению с
прошлым годом образовательный уровень кадров снизился и стал ниже
российского показателя на 4,7%. Кадровый состав отрасли обновился за
счет привлечения работников, не имеющих педагогического образования. По
уровню квалификации кадров системы дополнительного образования детей
Курганская область опережает российские показатели более чем на 20%.
Педагогические работники высшей и первой квалификационной категории
составили 60,9%.
Источник: http://prospekt45.ru